КАРЕЛЫ ВЕПСЫРУССКИЕ ФИННЫ
Рейтинг@Mail.ru

Е. Сойни. Моя Биармия

| Комментариев: 2

 

Почти триста лет в научных и околонаучных кругах не утихают споры о загадочной стране Биармии, о том, где она была расположена, кем заселена, существовала ли вообще.

Биармия (Бьярмия, Bjarmaland) Земля бьярмов, занимавшихся пушным промыслом и торговлей, скандинавское название древней страны на севере Восточной Европы. Многократно упоминается в скандинавских сагах IX - XIII вв., как цель путешествий норвежских конунгов (князей, королей) в поисках богатств. Исследователи до сих пор не пришли к единому определению ее местоположения и границ, не решен однозначно и вопрос об этнической принадлежности бьярмов (населения Бьярмии). Многие склонны считать бьярмов неким финно-угорским племенем.

 

Саги, как правило, описывают естественный для норвежцев северный морской путь в Bjarmaland.

По крайней мере, три сюжета саг четко связывают Bjarmaland с рекой Виной:
 битва Эйрика Кровавая Секира у реки Вины по Саге об Эгиле;
 битва Харальда Серая Шкура на берегу Вины по висе скальда Глума Гейрасона и «Кругу Земному» Снорри Стурлусона;
 ограбление капища бьярмийского божества Йомали на берегу Вины в «Круге Земном» и ряде саг о древних временах.

Вина (Vina) Северная Двина по мнению подавляющего большинства исследователей.

Сколько же копий сломано в дискуссиях о том, существовала ли таинственная Биармия или это фантом, химера человеческого воображения. Тем неожиданнее было появление в литературном пространстве Карелии пьесы Е. Сойни «Оставайся в Биармии».

 

 


Елена Григорьевна Сойни член Союза писателей России, доктор филологических наук, старший научный сотрудник сектора литературы Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) КарНЦ РАН, ответила на интересующие нас вопросы.

 

 

 

Елена Григорьевна. как родилась идея написать пьесу, что этому предшествовало?

По материнской линии наш род восходит к древнему населению Севера. Моя мама из Холмогор, поэтому финно-угорские названия тех мест были мне знакомы. Ещё в детстве я прочла в  записках Велимира Хлебникова о Бьярмском царстве. О Бьярмии писал Д. Бубрих во вступлении к «Калевале», во многих книгах упоминалось о поездках скандинавов к берегам Белого моря. Словом, о том, что такая древняя страна существовала, я знала давно.
Но уже после аспирантуры, когда начала работать в ИЯЛИ, столкнулась с категорическим отрицанием серьезными учеными Петрозаводска какой-либо исторической основы, научного фундамента под этой выдумкой скандинавских саг.  

Раз это выдумка древних сочинителей саг, то мне захотелось обратиться к историческим хроникам и художественной литературе, и постепенно возникала убежденность на уровне ощущений, что и Биармия, и поездки скандинавов в Биармию все это непременно существовало.

Широко известно сообщение некоего Оттара (жителя Халогаланда, самой северной провинции Норвегии), записанное в IX веке королем англосаксов Альфредом Великим. Запись содержит подробное описание маршрута из Халогаланда еще дальше на север в землю бьярмов. Эта историческая хроника вполне уважаемый, ценный источник.

 

Известен такой поэт-скальд Глум Гейрасон (Глум, сын Гейри), у него много стихотворений, написанных в конце Х века о поездках викингов, конунгов в Белое море:

 

 

Вождь наипервейший
Задал жару бьярмам,
В селенье на Вине
Княжья сталь сверкала.

 

Действительно, считается, что в поэзии скальдов невозможно обнаружить ни следа художественного вымысла, скальды только сообщали факты, непосредственными свидетелями которых они были. Все свои усилия они направляли на создание совершенной и сложной формы своих песен, а содержанием служила окружающая их действительность.

Я давно пришла к выводу, что исторические события хорошо известны потомкам, если они воспеты. Если бы М. Ю. Лермонтов не написал «Бородино», вряд ли сегодня для нас это слово стало бы таким значимым. Без «Слова о полку Игореве» для нас также многое из нашей истории осталось бы неизвестным.

 

 

Итак, поэзия оказалась, в некотором смысле, точнее науки. Поэтому я загорелась идеей подхватить эстафету, переданную нам древними поэтами, и написать не статью, не научный доклад, а пьесу. Позже, уже после её создания, я узнала о новых археологических находках на территории Финляндии, подтверждающих  существование финно-угорского племени на берегах Белого моря в устье Северной Двины, торговавшего мехами, моржовой, мамонтовой костью и другими привлекательными товарами. Вот только какой это был народ, точно неизвестно. Но для меня это было и неважно, важно, что он был. Такое количество скандинавских саг не могло родиться просто так. Герои саг - реально существовавшие люди: конунги Харальд Серая Шкура, Олав Святой. Путь в Белое море вдоль северного побережья Норвегии был вполне доступным, легким. Любыми другими путями, например, через Балтику, попасть в эти места гораздо сложнее. Сегодня финские ученые пишут об этом как о факте, другое дело, что источников действительно мало.

 

Мне кажется, что именно через поэзию возродилась легенда, миф. Поскольку история Бьярмии была воспета, значит события происходили. Сегодня, по крайней мере, среди финских ученых идут выяснения, кто же были бьярмы, откуда они пришли на берега Белого моря. Это могли быть народы, пришедшие с берегов Волги (может быть меря, по Мейнандеру), а может быть сюда добрались вепсы или карелы-людики, оставившие в этих местах топонимические названия, могли быть частично коми, частично саамы. Ведь во многих финно-угорских языках и сегодня можно найти имена или слова, созвучные имени Йомали - верховного божества бьярмов, поклонявшихся Дереву.

 

Бьярмами их назвали норвежские викинги. Бьярмы торговали пушниной с норвежцами и ильменскими славянами. Важнее всего для меня было показать синтез. Бьярмами могло быть любое финно-угорское племя, любой народ, не столь важно какой, или все народы вместе, но в разное время. Вполне возможно, что в разное время здесь жили разные народы, торговавшие мехами. Важно, что финно-угорское племя существовало, вело торговлю с норвежцами и славянами. Наряду с торговлей существовали и вражда, и войны.

В этом месте соединились все культуры: и финно-угорская, и скандинавская, и культура ильменских славян.

Скандинавы не просто приезжали, грабили и покидали эти места. Они оставляли там великолепное наследие, имели своих жен.

 

 

Ильменские славяне, предки русских, также оставили значительный след еще до того, как эти земли попали в подчинение новгородцам. В результате своеобразного синтеза культур и родилась северная Русь.

Очень хотелось как-то реализовать этот синтез, не на уровне науки, а просто родить собственный сюжет, создать свою легенду.

То есть, четверостишие Глума Гейрасона и послужило поводом для сюжета пьесы? И, естественно, десять лет поиска и изучения всех доступных источников о Бьярмии? 

Просто используя известные сюжеты, невозможно было получить тот результат, к которому я стремилась. Я этим, действительно, горела.
Прежде всего, я нашла своего героя. Это был поэт, Глум, сын Гейри. В пьесе он предстает как Эйнар Веселый Скальд воин Харальда Серая Шкура.
Мне помогало погружение в древнескандинавскую поэзию, в ее образную систему, в то, насколько она была востребована и какого она была уровня. Я считаю, что эта поэзия одна из высочайших по своему художественному проникновению. Рядом можно поставить, может быть, поэзию Великой Отечественной войны, когда сами поэты погибали, а своим творчеством вдохновляли народ, либо, например, древнекитайскую поэзию Ли Бо, Ду Фу. Не случайно викинги в походы брали с собой поэтов. Роль поэта, который мог воспеть победу конунга, была очень важна. 

Известно, что хвалебные песни скальдов приносили автору не только достаток и покровительство монарха, но и позволяли избавиться от наказания...

 

Да, скальд должен оставить свидетельство героизма и побед Харльда Серая Шкура в истории. Но для моего героя, молодого поэта, поездка в Бьярмию оказалась ещё и встречей с любовью. Это естественно, что, увидев прекрасную девушку, дочь биармского шамана, поэт понял, что любовь выше, чем война, что любовь осуществима. Возлюбленная не могла уехать с Эйнаром, поэтому он должен был любым образом остаться в Бьярмии, погибнуть, но остаться на этой земле. Постепенно все это обретало для меня реальные жизненные очертания. В пьесе действуют и исторические персонажы, норвежские конунги Эйрик Кровавая Секира и Харальд Серая Шкура, сын Эйрика. У Харальда была сестра Рагни скандинавская красавица, я думаю, она тоже могла путешествовать на кораблях брата.

 

Приходилось читать, что в древности норвежские женщины не были принижены и бесправны. Саги рисуют облик многих властных женщин, державших семью в своих руках и пользовавшихся уважением жителей всей округи.

Да, скандинавские женщины участвовали в походах, могли возглавить отряд, с ними, действительно, считались, но они оставались женщинами, желающими любви, признаний, песни поэта. Они хотели быть воспетыми.

 

Словом, так жило во мне это наследие трех культур, к которому я себя тоже причисляю. В пьесе все завязано на этом.  Было интересно погрузиться в культуру древнего прафинно-угорского народа, с которым вступали в контакты древние скандинавы. И очень важным для меня было присутствие в Бьярмии ильменских славян. Чем их притягивала эта земля? То ли здесь был хороший рынок, где можно было найти сбыт для своих изделий и купить меха, то ли их привлекала желанная вольница, простор, красота, то ли какая-то особая тайна северной земли? Она существует, эта тайна. Не случайно поэты, писавшие о Севере, что Константин Случевский, что Николай Гумилев, говорили о загадке и тайне этих мест, о средоточии здесь каких-то сил, интересных явлений. Возможно, Север место, открытое для слияния природы и человеческого духа, место, где люди договорились о сосуществовании, и сегодня мы имеем наследие многих культур в едином населении этих земель. 

 

 

 

Спасибо, Елена Григорьевна! Замечательно, что Ваша пьеса обрела достойную сценическую жизнь, став основой для национальной рок-оперы «Бьярмия».

Беседу вела Г. Галаничева, сотрудник НБ РК.

Использованы иллюстрации к пьесе
Е. Сойни «Оставайся в Биармии»
Маргариты Магнели (Швеция) с разрешения художника.

 


Библиография:

1. Джаксон, Татьяна Николаевна. Исландские королевские саги о Восточной Европе:(С древнейших времен до 1000 г.) : Тексты,перевод,коммент. / Рос.АН,Ин-т рос.истории. - М. : Наука, 1993. - 303с. - (Древнейшие источники по истории народов Восточной Европы). - Библиогр.:с.266-290.-Указ.имен.,этногеогр.:с.291-300.

2. Мейнандер, К.Ф. Биармы / Карл Ф. Мейнандер // Финно-угры и славяне : Доклады первого советско-финляндского симпозиума по вопросам археологии 15-17 нояб. 1976 г. - Л., 1979. - С.35-40.

3. Джаксон, Т. Н. Бьярмия, Древняя Русь и «земля незнаемая» : (несколько замечаний о методике анализа сведений исландских саг) / Т. Н. Джаксон // Скандинавский сборник / Тартус. гос. ун-т. - Таллин, 1979. -[Вып.] 24. - С. 133 - 138.

4. Киркинен, Х. О связях биармов и Скандинавии в средние века / Х. Киркинен // Скандинавский сборник / Тартус. гос. ун-т. - Таллин, 1981. -[Вып.] 26. - С. 87 - 97.

5. Леонтьев, А. Биармия: северная колыбель Руси / Александр Леонтьев, Марина Леонтьева. - Москва : Алгоритм, 2007. - 253, [2] с. : ил. ; 20 см. - (Древнейшая история Руси). - Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч.

Комментариев: 2

СОГЛАСНА С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО СЕВЕР ЭТО СЛИЯНИЕ ВЫСОТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА И ВОЛНУЮЩЕЙ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ. ЭТО ДРЕВНИЙ КОД РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
МНЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЧТО ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА НЕ ПРОСТО ПИШЕТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТИХИ, МЫ ХРАНИМ В ЭССОЙЛЕ ПАМЯТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЕЕ СБОРНИКОВ,НО РАДЫ ЕЕ НОВЫМ ТВОРЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДУШИ И МЫСЛИ.

хороший текст!!!

Комментировать


Введите изображённые на картинке символы.